Заказать игру
Заполните форму
Подписаться на рассылку
Обещаем отправлять только полезные авторские материалы, помогающие выстраивать эффективное обучение сотрудников для развития бизнеса Мы бережём ваше время, поэтому вы будете получать от нас письма не чаще раза в неделю! :)
Искренне ваши, команда «Игры и смыслы»

Применение парадоксов из теории игр. Часть 2

4 минут
Особенность общественного устройства: задача о пяти пиратах

Игра «Пять пиратов» — это увлекательная математическая игра, основанная на принципах рационального поведения. Она напоминает игру «ультиматум», но с участием нескольких игроков.

Представьте команду из пяти пиратов: капитан, помощник, боцман, рулевой и матрос. Они находят клад из 100 монет, которые нужно поделить. Право предложить разделение принадлежит капитану. Если большинство пиратов (трое или более) соглашаются с предложением капитана, монеты делятся по его схеме, и капитан остаётся на своём посту. Если нет, то капитана свергают и выбрасывают за борт. Тогда право предложить разделение переходит к следующему пирату — помощнику, который становится новым капитаном. Процесс продолжается с каждым следующим пиратом, пока не будет достигнуто соглашение.

Какой план должен предлагать капитан, чтобы сохранить свою власть, с учётом того, что все пираты в состоянии просчитать последствия своих решений?
Логика игры:

Если капитан хочет сохранить свою власть и большую часть клада, он должен отдать минимальное количество монет пиратам, чтобы заручиться их поддержкой. Начнем с конца: если остаются два пирата, рулевой забирает всё себе, оставив матроса ни с чем. Поэтому матрос готов поддержать любого, кто предложит ему хотя бы одну монету.

Если в игре остаются три пирата, боцману достаточно отдать одну монету матросу, чтобы получить его голос и распределить остальное себе. Рулевой, понимая это, готов поддержать любого, кто предложит ему хоть что-то.

Помощник, предвидя ситуацию, отдаст одну монету рулевому и заберет 99 себе, если капитан будет свергнут. Это означает, что боцман и матрос поддержат капитана за одну монету, чтобы избежать худшего исхода.

Таким образом, капитан может предложить план (98; 0; 1; 0; 1), где он забирает 98 монет, а остальным раздает минимальные суммы, при этом сохраняя свою власть.

Любой пират, кроме капитана, будет поддерживать капитана за 1 монету, а капитан выберет сам, кому её давать — то есть пираты ещё будут соревноваться в верноподданничестве, чтобы оказаться награжденными всего одной монетой.
Выгоды и стратегии:
• Капитан знает, что если его свергнут, распределение станет более выгодным для остальных.
• Помощник и боцман знают, что им нужно предлагать больше, чтобы не быть свергнутыми.
• Рулевой и матрос: чем ближе к концу, тем больше монет они могут получить.
Какую стратегию выберут капитан и боцман, а пираты, матрос и рулевой? Какую бы вы выбрали тактику на их месте? Пираты, понимая, что капитан отдаст минимум монет, а с каждым новым капитаном предложенные суммы будут увеличиваться, пытаются свергнуть капитана, чтобы получить больше.

Как поведет себя общество? Переворот власти часто связан с неравенством. В реальном мире это отражает ситуации, где власть концентрируется в руках немногих, усиливая неравенство.

Давайте отойдем от теории и рассмотрим современную аналогию: переложение задачи на современное общество даёт нам аналогии, где узкий круг людей у власти распределяет блага. Претенденты на власть готовятся сотрудничать за минимальную выгоду, понимая, что шансы на улучшение незначительны. Задача, актуальная в любые времена.

Какие выводы можем сделать?

1. Механизм распределения: если система не обеспечивает справедливое распределение благ, власть остается крепкой, даже если забирает почти всё.
2. Необходимость устойчивых институтов: важен не только лидер, но и механизм распределения ресурсов.

А если посмотреть с точки зрения деловых игр, бизнеса, сотрудников — какие компетенции игра может развить?
• Стратегическое мышление
• Навыки переговоров
• Способность к кооперации
• Принятие решений в условиях неопределенности
Игроки учатся предвидеть действия других, оценивать риски и строить долгосрочные стратегии, что имеет прямое применение в бизнесе и повседневной жизни. Развитие этих навыков помогает в построении эффективных команд, улучшении коммуникаций и повышении доверия между сотрудниками, что, в свою очередь, способствует успешному достижению общих целей и стабильному развитию организации.

Задача о пяти пиратах наглядно показывает, что неравенство и несправедливость в распределении ресурсов в обществе могут быть результатом отсутствия доверия и эффективных институтов. В реальном мире это подчёркивает важность прозрачных и честных механизмов распределения, которые могут предотвратить конфронтацию и обеспечить стабильное развитие.

Продолжение следует: в следующих частях расскажем про модель общинного поля и проблему вагонетки
Made on
Tilda