Заказать игру
Заполните форму
Подписаться на рассылку
Обещаем отправлять только полезные авторские материалы, помогающие выстраивать эффективное обучение сотрудников для развития бизнеса Мы бережём ваше время, поэтому вы будете получать от нас письма не чаще раза в неделю! :)
Искренне ваши, команда «Игры и смыслы»

Мотивы участия в игре

Несколько десятилетий назад профессор Ричард Алан Бартл придумал модель сегментации игроков по психологическим типам. Сегодня её используют разработчики игр во всем мире. Например, психотипы Бартла применяются в социальных сетях для оптимизации каталога игр под каждого пользователя.
Бартл задался вопросом «А что же интересно людям? Зачем играют». Пытаясь понять мотивацию игроков, он выделил две шкалы: «действие — взаимодействие» и «игроки — мир». Место их пересечения он назвал плоскостью интересов. Одни игроки ищут в массовых играх возможность взаимодействия с другими игроками. Вторые хотят действовать лично, отбирая блага у мира или участников игры. Третьих привлекает сама игровая вселенная: открывающиеся в ней возможности, окружение, предметы, механика и т.д. Кому-то интересно внутриигровое общение в чате, а сам игровой процесс вторичен.

Типология игроков

На основании этих наблюдений Бартл выделил следующие психотипы, или группы игроков:
  • Накопители (Achievers). Также встречается название Карьеристы. Для них важно накопление мощи, денег, артефактов — любых игровых благ и ресурсов.
  • Киллеры (Killers). Для них главная мотивация — превосходство над другими игроками. Они хотят побеждать.
  • Исследователи (Explorers). Им интересно изучать игровой мир и раскрывать его тайны. Они не гонятся за активными действиями и сражениями.
  • Социальщики (Socializes). Их еще называют Коммуникаторы. Для них важно общение с другими игроками, социальное взаимодействие и взаимопонимание.
По нашим наблюдениям идеально, когда игра даёт пространство для раскрытия каждого психотипа и позволяет реализовать его игровые потребности. Отдельно хочется отметить, что продолжая исследование Бартла, что ищут участники в игре можно выделить несколько больше мотивов. Об этот в следующем посте.
А вы бы какой мотив для себя отметили в игре как ведущий?
Но данная модель хотя и самая распространённая не является единственной. Эксперт по геймификации Анджей Марчевски считает, что в рамках геймифицированных систем необходимо предварительно рассматривать ситуацию с учетом двух основных типов игроков: тех, кто хочет играть, и тех, которые не хотят играть. Первая категория может быть мотивированна внешними факторами, такими как значки и трофеи (внешняя мотивация). Для второй же категории игроков с внутренней мотивацией они не представляют особого интереса. Тем не менее, в правильно спроектированной геймифицированной системе, первая категория трансформируется во вторую, а вторая категория может быть дополнительно мотивирована внешними факторами.
Для геймифицированных систем Марчевски разработал модель HEXAD, состоящую на базовом уровне из шести пользовательских типов. Четыре основных внутренних типа: Карьерист, Социальщик, Филантроп и Свободный. Двумя другими типами, в мотивации которых преобладают внешние факторы, являются Нарушитель и Игрок.
  • Игроки мотивированы наградами. Игрокам нравится получать достижения и свои имена в списках лидеров. Игроки получают удовольствие от внешних наград в системе.
  • Социальщики — социальными связями. Стремятся к общению с остальными игроками, способствуют удержанию в игре других участников и вовлечению новых.
  • Филантропы — мотивированы целью и смыслом. Обогащают свой внутренний мир через игру, помогают другим осмысливать свои опыт и перекладывать его на реальность.
  • Свободные стремятся к самовыражению и автономии. Любят создавать и исследовать. Не любят ограничения, предпочитают действовать в свободной и неструктурированной среде. Зачастую это самые креативные участники.
  • Карьеристы — мотивированы мастерством и статусом, любят преодолевать трудности. Постоянно находятся в поиске, чтобы узнать что-то новое и улучшить себя, повышая свой статус.
  • Нарушители мотивированы изменениями. Хотят разрушить, изменить или улучшить систему, напрямую или с помощью других участников. Проверяют правила на прочность. Любят «ломать игру»
Таким образом расширенная модель психотипов также предъявляет дополнительные требования к игре: в игре должна быть возможность победить и получить призы или поощрения, пообщаться с коллегами и установить новые связи, найти новые смыслы и знания и поделиться ими с другими, найти новые решения, узнать что-то новое и развить свои навыки, найти возможность для улучшения и продемонстрировать улучшенную версия происходящего.
Made on
Tilda