+7 (495) 033 01 33 info@games-training.ru

Применение парадоксов из теории игр. Часть 2

4 минуты

Особенность общественного устройства: задача о пяти пиратах

 

Игра «Пять пиратов» — это увлекательная математическая игра, основанная на принципах рационального поведения. Она напоминает игру «ультиматум», но с участием нескольких игроков.

 

Представьте команду из пяти пиратов: капитан, помощник, боцман, рулевой и матрос. Они находят клад из 100 монет, которые нужно поделить. Право предложить разделение принадлежит капитану. Если большинство пиратов (трое или более) соглашаются с предложением капитана, монеты делятся по его схеме, и капитан остаётся на своём посту. Если нет, то капитана свергают и выбрасывают за борт. Тогда право предложить разделение переходит к следующему пирату — помощнику, который становится новым капитаном. Процесс продолжается с каждым следующим пиратом, пока не будет достигнуто соглашение.

 

Какой план должен предлагать капитан, чтобы сохранить свою власть, с учётом того, что все пираты в состоянии просчитать последствия своих решений?

 

Логика игры:

 

Если капитан хочет сохранить свою власть и большую часть клада, он должен отдать минимальное количество монет пиратам, чтобы заручиться их поддержкой. Начнем с конца: если остаются два пирата, рулевой забирает всё себе, оставив матроса ни с чем. Поэтому матрос готов поддержать любого, кто предложит ему хотя бы одну монету.

 

Если в игре остаются три пирата, боцману достаточно отдать одну монету матросу, чтобы получить его голос и распределить остальное себе. Рулевой, понимая это, готов поддержать любого, кто предложит ему хоть что-то.

 

Помощник, предвидя ситуацию, отдаст одну монету рулевому и заберет 99 себе, если капитан будет свергнут. Это означает, что боцман и матрос поддержат капитана за одну монету, чтобы избежать худшего исхода.

 

Таким образом, капитан может предложить план (98; 0; 1; 0; 1), где он забирает 98 монет, а остальным раздает минимальные суммы, при этом сохраняя свою власть.

 

Любой пират, кроме капитана, будет поддерживать капитана за 1 монету, а капитан выберет сам, кому её давать — то есть пираты ещё будут соревноваться в верноподданничестве, чтобы оказаться награжденными всего одной монетой.

 

Выгоды и стратегии:

 

Капитан знает, что если его свергнут, распределение станет более выгодным для остальных.

Помощник и боцман знают, что им нужно предлагать больше, чтобы не быть свергнутыми.

Рулевой и матрос: чем ближе к концу, тем больше монет они могут получить.

 

Какую стратегию выберут капитан и боцман, а пираты, матрос и рулевой? Какую бы вы выбрали тактику на их месте? Пираты, понимая, что капитан отдаст минимум монет, а с каждым новым капитаном предложенные суммы будут увеличиваться, пытаются свергнуть капитана, чтобы получить больше.

 

Как поведет себя общество? Переворот власти часто связан с неравенством. В реальном мире это отражает ситуации, где власть концентрируется в руках немногих, усиливая неравенство.

 

Давайте отойдем от теории и рассмотрим современную аналогию: переложение задачи на современное общество даёт нам аналогии, где узкий круг людей у власти распределяет блага. Претенденты на власть готовятся сотрудничать за минимальную выгоду, понимая, что шансы на улучшение незначительны. Задача, актуальная в любые времена.

 

Какие выводы можем сделать?

 

1. Механизм распределения: если система не обеспечивает справедливое распределение благ, власть остается крепкой, даже если забирает почти всё.

2. Необходимость устойчивых институтов: важен не только лидер, но и механизм распределения ресурсов.

 

А если посмотреть с точки зрения деловых игр, бизнеса, сотрудников — какие компетенции игра может развить?

 

Стратегическое мышление

Навыки переговоров

Способность к кооперации

Принятие решений в условиях неопределенности

 

Игроки учатся предвидеть действия других, оценивать риски и строить долгосрочные стратегии, что имеет прямое применение в бизнесе и повседневной жизни. Развитие этих навыков помогает в построении эффективных команд, улучшении коммуникаций и повышении доверия между сотрудниками, что, в свою очередь, способствует успешному достижению общих целей и стабильному развитию организации.

 

Задача о пяти пиратах наглядно показывает, что неравенство и несправедливость в распределении ресурсов в обществе могут быть результатом отсутствия доверия и эффективных институтов. В реальном мире это подчёркивает важность прозрачных и честных механизмов распределения, которые могут предотвратить конфронтацию и обеспечить стабильное развитие.

 

Продолжение следует: в следующих частях расскажем про модель общинного поля и проблему вагонетки