Особенность общественного устройства: задача о пяти пиратах
Игра «Пять пиратов» — это увлекательная математическая игра, основанная на принципах рационального поведения. Она напоминает игру «ультиматум», но с участием нескольких игроков.
Представьте команду из пяти пиратов: капитан, помощник, боцман, рулевой и матрос. Они находят клад из 100 монет, которые нужно поделить. Право предложить разделение принадлежит капитану. Если большинство пиратов (трое или более) соглашаются с предложением капитана, монеты делятся по его схеме, и капитан остаётся на своём посту. Если нет, то капитана свергают и выбрасывают за борт. Тогда право предложить разделение переходит к следующему пирату — помощнику, который становится новым капитаном. Процесс продолжается с каждым следующим пиратом, пока не будет достигнуто соглашение.
Какой план должен предлагать капитан, чтобы сохранить свою власть, с учётом того, что все пираты в состоянии просчитать последствия своих решений?
Логика игры:
Если капитан хочет сохранить свою власть и большую часть клада, он должен отдать минимальное количество монет пиратам, чтобы заручиться их поддержкой. Начнем с конца: если остаются два пирата, рулевой забирает всё себе, оставив матроса ни с чем. Поэтому матрос готов поддержать любого, кто предложит ему хотя бы одну монету.
Если в игре остаются три пирата, боцману достаточно отдать одну монету матросу, чтобы получить его голос и распределить остальное себе. Рулевой, понимая это, готов поддержать любого, кто предложит ему хоть что-то.
Помощник, предвидя ситуацию, отдаст одну монету рулевому и заберет 99 себе, если капитан будет свергнут. Это означает, что боцман и матрос поддержат капитана за одну монету, чтобы избежать худшего исхода.
Таким образом, капитан может предложить план (98; 0; 1; 0; 1), где он забирает 98 монет, а остальным раздает минимальные суммы, при этом сохраняя свою власть.
Любой пират, кроме капитана, будет поддерживать капитана за 1 монету, а капитан выберет сам, кому её давать — то есть пираты ещё будут соревноваться в верноподданничестве, чтобы оказаться награжденными всего одной монетой.
Выгоды и стратегии:
• Капитан знает, что если его свергнут, распределение станет более выгодным для остальных.
• Помощник и боцман знают, что им нужно предлагать больше, чтобы не быть свергнутыми.
• Рулевой и матрос: чем ближе к концу, тем больше монет они могут получить.
Какую стратегию выберут капитан и боцман, а пираты, матрос и рулевой? Какую бы вы выбрали тактику на их месте? Пираты, понимая, что капитан отдаст минимум монет, а с каждым новым капитаном предложенные суммы будут увеличиваться, пытаются свергнуть капитана, чтобы получить больше.
Как поведет себя общество? Переворот власти часто связан с неравенством. В реальном мире это отражает ситуации, где власть концентрируется в руках немногих, усиливая неравенство.
Давайте отойдем от теории и рассмотрим современную аналогию: переложение задачи на современное общество даёт нам аналогии, где узкий круг людей у власти распределяет блага. Претенденты на власть готовятся сотрудничать за минимальную выгоду, понимая, что шансы на улучшение незначительны. Задача, актуальная в любые времена.
Какие выводы можем сделать?
1. Механизм распределения: если система не обеспечивает справедливое распределение благ, власть остается крепкой, даже если забирает почти всё.
2. Необходимость устойчивых институтов: важен не только лидер, но и механизм распределения ресурсов.
А если посмотреть с точки зрения деловых игр, бизнеса, сотрудников — какие компетенции игра может развить?
• Стратегическое мышление
• Навыки переговоров
• Способность к кооперации
• Принятие решений в условиях неопределенности
Игроки учатся предвидеть действия других, оценивать риски и строить долгосрочные стратегии, что имеет прямое применение в бизнесе и повседневной жизни. Развитие этих навыков помогает в построении эффективных команд, улучшении коммуникаций и повышении доверия между сотрудниками, что, в свою очередь, способствует успешному достижению общих целей и стабильному развитию организации.
Задача о пяти пиратах наглядно показывает, что неравенство и несправедливость в распределении ресурсов в обществе могут быть результатом отсутствия доверия и эффективных институтов. В реальном мире это подчёркивает важность прозрачных и честных механизмов распределения, которые могут предотвратить конфронтацию и обеспечить стабильное развитие.
Продолжение следует: в следующих частях расскажем про модель общинного поля и проблему вагонетки