В нашей практике заказчики и исполнители часто путают две цели – проведение игры на командообразование и построение команды. В нашем понимании хорошая командообразующая игра в первую очередь должна содержать в себе элемент сплочения, то есть совместную работу, направленную на достижение общей цели. Результатом такой игры должно являться повышение командного духа участников за счёт вау эффекта и наличия позитивных эмоций от взаимодействия друг с другом.
Игра же, целью которой является построение команды должна быть направлена на выстраивании ролевых взаимодействий, часто проходящих через фазу конфликта и связанного с ним набора негативных эмоций. Результатом такой работы является на создание правил эффективного взаимодействия между сотрудниками с привязкой к реальным бизнес-коммуникациям.
Таким образом, цель игры на командообразование – это получение совместного позитивного эмоционального опыта, а цель игры на построение команды – формирование правил взаимодействия, и выстраивания процесса эффективной коммуникации между сотрудниками.
Часто возникает вопрос, а когда проведение игры по командообразованию действительно полезно и какие задачи может решать данная игра?
На наш взгляд хорошей подсказкой может являться привязка целей проведения игры к известной модели формирования команд по Брюсу Такмену:
Итак, какие задачи может решать командообразующая игра на разных стадиях развития команды:
Симптом: Команда разобщена, многие участники не знакомы друг с другом, роли не ясны, непонятны цели и суть работы
Цель: Прояснить цели командной работы, роли участников, внести ясность в работу, познакомить команду между собой.
Симптом: Присутствуют конфликты и недоверие, сложно договориться
Цель: Проработать возникающие конфликты, выяснить причину их возникновения, найти способы решения конфликтов, создать необходимые договорённости и правила, определить ценность каждого участника и его вклад в командную работу.
Симптом: Участники команды перекладывают ответственность друг на друга, видит много сложностей и препятствий на пути достижения цели, накапливается усталость от совместной работы, не всех устраивают их роли
Цель: Выработать план действий, проработать риски, привлечь участников к совместному принятию решения, добавить мотивации на достижение цели
Симптом: Отсутствует гибкость. Команда двигается по заданной траектории, не обращает внимание на меняющиеся условия, не пересматривает стратегии достижения целей исходя из новых вводных, не видит возможности и появившиеся риски
Цель: Пересмотреть стратегию, увидеть узкие места, искать новые возможности, оптимизировать работу, удержать взятый темп.
Симптом: Нет полноценного завершения этапа с выводами и обратной связью. Нет следующей цели и дальнейшего плана действия. Эмоциональная опустошённость.
Цель: Подвести итоги по достижению результата, дать обратную связь друг другу. Отметить вклад каждого во результатам проделанной работы. Поставить новую цель, наметить дальнейшие шаги.
Ведущий разработчик компании «Игры и смыслы», специалист по созданию игровых решений с опытом более 10 лет
Специалист в области оценки и разработки моделей компетенций, игропрактик с опытом работы более 15 лет