Обещаем отправлять только полезные авторские материалы, помогающие выстраивать эффективное обучение сотрудников для развития бизнеса Мы бережём ваше время, поэтому вы будете получать от нас письма не чаще раза в неделю! :) Искренне ваши, команда «Игры и смыслы»
Отличие командообразующих игр от игр на построение команды
В нашей практике заказчики и исполнители часто путают две цели – проведение игры на командообразование и построение команды. В нашем понимании хорошая командообразующая игра в первую очередь должна содержать в себе элемент сплочения, то есть совместную работу, направленную на достижение общей цели. Результатом такой игры должно являться повышение командного духа участников за счёт вау эффекта и наличия позитивных эмоций от взаимодействия друг с другом. Игра же, целью которой является построение команды должна быть направлена на выстраивании ролевых взаимодействий, часто проходящих через фазу конфликта и связанного с ним набора негативных эмоций. Результатом такой работы является на создание правил эффективного взаимодействия между сотрудниками с привязкой к реальным бизнес-коммуникациям. Таким образом, цель игры на командообразование – это получение совместного позитивного эмоционального опыта, а цель игры на построение команды – формирование правил взаимодействия, и выстраивания процесса эффективной коммуникации между сотрудниками.
Когда заказывать игры по командообразованию
Часто возникает вопрос, а когда проведение игры по командообразованию действительно полезно и какие задачи может решать данная игра? На наш взгляд хорошей подсказкой может являться привязка целей проведения игры к известной модели формирования команд по Брюсу Такмену:
Forming (формирующая стадия) — формирование команды
Storming (конфликтная стадия) – решение внутренних конфликтов, притирка
Norming (нормирующая стадия) – сплочение, отработка новых стандартов
Performing (стадия функционирования) – работа по сформированной структуре
Adjourning (стадия расставания или дальнейшего развития) – новые вызовы, задачи
Под какие цели разрабатывают командообразующие игры
Итак, какие задачи может решать командообразующая игра на разных стадиях развития команды:
1 Стадия. Симптом: Команда разобщена, многие участники не знакомы друг с другом, роли не ясны, непонятны цели и суть работы Цель: Прояснить цели командной работы, роли участников, внести ясность в работу, познакомить команду между собой.
2 Стадия. Симптом: Присутствуют конфликты и недоверие, сложно договориться Цель: Проработать возникающие конфликты, выяснить причину их возникновения, найти способы решения конфликтов, создать необходимые договорённости и правила, определить ценность каждого участника и его вклад в командную работу.
3 Стадия. Симптом: Участники команды перекладывают ответственность друг на друга, видит много сложностей и препятствий на пути достижения цели, накапливается усталость от совместной работы, не всех устраивают их роли Цель: Выработать план действий, проработать риски, привлечь участников к совместному принятию решения, добавить мотивации на достижение цели
4 Стадия. Симптом: Отсутствует гибкость. Команда двигается по заданной траектории, не обращает внимание на меняющиеся условия, не пересматривает стратегии достижения целей исходя из новых вводных, не видит возможности и появившиеся риски Цель: Пересмотреть стратегию, увидеть узкие места, искать новые возможности, оптимизировать работу, удержать взятый темп.
5 Стадия. Симптом: Нет полноценного завершения этапа с выводами и обратной связью. Нет следующей цели и дальнейшего плана действия. Эмоциональная опустошённость. Цель: Подвести итоги по достижению результата, дать обратную связь друг другу. Отметить вклад каждого во результатам проделанной работы. Поставить новую цель, наметить дальнейшие шаги.