ЧАСТЬ 1
В ближайших статьях мы рассмотрим 4 парадокса, которые используются в основе деловых игр.
Теория парадоксов в контексте бизнеса и менеджмента относится к одновременному существованию, казалось бы, противоречивых элементов в данной ситуации. Это означает, что противоположные факторы могут сосуществовать, взаимодействовать и часто зависеть друг от друга внутри предприятий и организационных сетей.
«Дилемма заключенного»
Многие поклонники деловых игр или ведущие тренингов сталкивались с игрой «Красное и Чёрное». Эта чрезвычайно интересная игра из тех, которые используются для развития у участников тренинга умений понимать друг друга, эффективно взаимодействовать, сделать шаг навстречу партнеру.
В чем заключается суть игры?
Участники делятся на две команды и за каждый ход выбирают ставку: на красное или на чёрное. Цель — заработать как можно больше очков. Игра проводится в несколько раундов. Ставка на чёрное рискованнее, но приносит большие изменения в счёте (+5/-5). Красное безопаснее, с меньшими изменениями (+3/-3).
Команды могут взаимодействовать или делать ходы независимо. Логически выгоднее кооперироваться, но часто недоверие заставляет команды выбирать красное, что приводит к отрицательным результатам. В итоге большинство команд проигрывает.
Собственно, игра и основана на дилемме заключенного.
Как сформулирована сама дилемма: «Двое преступников — А и Б — попались примерно в одно и то же время на сходных преступлениях. Есть основания полагать, что они действовали по сговору, и полиция, изолировав их друг от друга, предлагает им одну и ту же сделку: если один свидетельствует против другого, а тот хранит молчание, то первый освобождается за помощь следствию, а второй получает максимальный срок лишения свободы (10 лет). Если оба молчат, их деяние проходит по более лёгкой статье, и каждый из них приговаривается к полугоду тюрьмы. Если оба свидетельствуют друг против друга, они получают минимальный срок (по 2 года). Каждый заключённый выбирает, молчать или свидетельствовать против другого. Однако ни один из них не знает точно, что сделает другой. Что произойдёт?»
Дилемма появляется, если предположить, что оба заботятся только о минимизации собственного срока заключения.
Представим рассуждения одного из узников. Если партнер молчит, то лучше его предать и выйти на свободу (иначе — полгода тюрьмы). Если партнёр свидетельствует, то лучше тоже свидетельствовать против него, чтобы получить 2 года (иначе — 10 лет) тюрьмы. Стратегия «свидетельствовать» строго доминирует над стратегией «молчать». Аналогично другой узник приходит к тому же выводу.
С точки зрения группы (этих двух узников) лучше всего сотрудничать друг с другом, хранить молчание и получить по полгода, так как это уменьшит суммарный срок заключения. Любое другое решение будет менее ВЫГОДНЫМ.
Суть проблемы была сформулирована Мерилом Фладом и Мелвином Дрешером в 1950 году.
В дилемме заключенного следование своим личным интересам строго доминирует над сотрудничеством, поэтому единственное возможное равновесие — предательство обоих участников. Проще говоря, каким бы ни было поведение другого игрока, каждый выиграет больше, если последует своим интересам.
Ведя себя по отдельности рационально, вместе участники приходят к нерациональному решению: если оба будут следовать личным интересам, они получат в сумме меньший выигрыш, чем если бы сотрудничали. В этом и заключается дилемма.
Из этой игры участники могут сделать несколько ключевых выводов:
1. Необходимость сотрудничества.
Даже когда предательство кажется рациональным выбором, сотрудничество может привести к лучшим результатам для всех сторон.
2. Доверие.
Между партнерами в команде необходимо доверие. Недоверие часто приводит к худшим результатам для всех участников.
3. Долгосрочное мышление.
Долгосрочные стратегии сотрудничества могут быть более выгодными, чем краткосрочные выгоды от предательства.
Участники учатся лучше понимать динамику командной работы и важность сотрудничества.
В корпоративной среде игра помогает осознать важность стратегического партнерства и сотрудничества для достижения долгосрочных целей.
Участие в играх с таким парадоксом помогает развивать критически важные компетенции:
• Креативность
• Командная работа
• Лидерство
• Эмоциональный интеллект
• Кроссфункциональное взаимодействие
• Управление ценностями
• Эффективная коммуникация
Участие в наших деловых играх, основанное на использовании данных парадоксов позволяют еще глубже осознать ключевые принципы ведения бизнеса и прокачивать выше указанные компетенции.